Публикации

СОЛНЕЧНАЯ ПАЛИТРА ДЕБЮТА

Искусствоведы с дипломами, возможно, сочтут это суждение ересью. Но для меня главным критерием в изобразительном искусстве давно стал такой: художник, прикасаясь к бумаге, картону, холсту, должен оставить на них свою тайну бытия. Ту, которую хочется бесконечно разгадывать и разглядывать.

Именно по этому качеству сразу угадывается мера одарённости, параметры будущего набора высоты совсем молодых, не обретших еще громкое имя талантов. В этом смысле только что дебютировавший в выставочном салоне «Перспектива» четверокурсник худгафа Омского педуниверситета Михаил Голубев заявил о себе как развивающаяся, оригинально мыслящая творческая личность.

На вернисажи молодых публика вообще приходит как на сеанс магических предсказаний – никогда не известно, какой билетик вытянешь. Это у маститых, у мэтров всё предсказуемо, профессионально-добротно, оттого иногда и скучно. Молодёжная экспозиция даже заурядного зрителя вгоняет в некоторый азарт: все там неожиданное, неустоявшееся, но зато с мощным зарядом ещё не растраченной энергии созидания. Да и вообще интересно, каким образом идёт поиск собственной манеры, индивидуального художественного почерка.

Если не знать, что работы на этой выставке представлены одним художником – Михаилом Голубевым, то вполне можно предположить, что авторов несколько. Сибирские живописные пейзажи, написанные в Тарском районе («Дорога», «Атак», «Красная крыша», «После дождя», «Покосившийся забор»), - удивительно одухотворённые, наполненные дыханием воздуха, сурового северного неба. Здесь чувствуется рука пейзажиста, умеющего распорядиться самой капризной, живой натурой.

Какое-то по-ребячьи восторженное открытие морской синевы, пространства, заполненного морем, сочными южными красками («У моря. Феодосия», «Скалистый берег», «Дача в Крыму»), - эмоциональный взрывной цикл, созданный на одном дыхании, с каким-то генетическим ощущением южной природы! (Вот они, ставропольские корни). И при этом такое знойно-искрящееся озорство – «Рио-де-Жанейро. Вид из Омска». Кстати, автор крымского цикла явил чудеса изобретательности при перемещении вначале холстов, а потом картин через российско-украинские кордоны. И может гордиться тем, что его произведения a priori были зачислены в разряд художественных ценностей!

И уже совсем не узнать Михаила Голубева-пейзажиста в его сюжетных работах. В них фонтанирующее остроумие, тонкая ирония, философский взгляд на самые, казалось бы, обыденные вещи и явления. Названия картин этого цикла – каскад афоризмов, изощрённой игры слов, смысловых перевертышей. Вот вам «ВиноГрад», в котором каждая градина – миниатюрная бутылочка вина. А это «Мечтатели», выдувающие свои радужные мечты-пузыри в миске с мыльной водой. Тут и «Чайник смеха», хромированные стенки которого превращены в кривые зеркала для кривляк. А вот и «ГОСТреализм» - едкая сатира на убожество нашей «коробочной» архитектуры. Игра образов, игра слов, игра интеллекта.

Такой многогранностью таланта, разновекторностью поисков молодой художник обязан своим педагогам в искусстве – С. Н. Крамарову, В. И. Маслову, А. А. Шакенову, И. В. Игнатенко. И всегда благодарно Миша помнит Ирину Николаевну Метель, которая открыла и дала толчок развитию его способностей ещё в 1-м классе школы № 85.

Конечно, приятно было видеть на открытии персональной выставки Михаила Голубева «Впервые» не только многочисленных друзей, но и его школьных и вузовских учителей, гордящихся своим воспитанником. Чувствовалась удивительно доброжелательная атмосфера вернисажа, в создание которой немалую толику внес еще один молодой талант – Роман Хотячук из Шебалинки, замечательно игравший в этот вечер на саксофоне. Всё-таки здорово, что в Омске открываются новые имена, расширяется художественное пространство города, идёт приток молодых, свежих творческих сил.

А что касается Михаила Голубева, то постарайтесь запомнить его имя. Этот молодой, многообещающий художник ещё удивит нас своим творчеством. Ведь дебют – только начало…

Людмила Першина

13 февраля 2002 г., «Новое обозрение», г. Омск