Публикации
ЯСНАЯ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЬ ТАЛАНТА
- Информация о материале
- Hits: 27
21 сентября – 12 октября 2004 г., персональная выставка «Умонастроения», Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Любопытно, что первая персональная выставка молодого художника Михаила Голубева состоялась три года назад в стенах галереи под названием «Перспектива». Теперь можно смело утверждать: тот профессиональный дебют стал для него по-настоящему перспективным. Степень творческих притязаний автора тогда была скромно обозначена на афишах выставки словом «Впервые». Действительно, впервые омичи познакомились с новым именем на художественной карте города, впервые студент омского худграфа имел смелость предъявить широкой публике не отдельные работы, а целый вернисаж.
Первая выставка Михаила Голубева сразу запомнилась неординарностью работ, уверенным владением техникой рисунка и живописи, разнообразием представленных жанров. Искусствоведы отмечали тогда профессиональную руку молодого автора, точный уверенный мазок, обостренный взгляд на натуру. Но проглядывалось в тех студенческих работах ещё одно многообещающее качество: философский взгляд художника на суть вещей. Плюс умение самобытно осмыслить и отразить окружающий мир.
Теперь можно смело говорить и ещё об одной черте характера Михаила – трудоспособности и трудолюбии. Поистине, вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых, как точно когда-то заметил великий Чайковский. Уже через год после первой выставки молодой художник вышел на публичное обозрение со вторым авторским вернисажем. И ещё более решительно заявил о себе: «Здесь был я!». Именно так смело и энергично была названа выставка 2003 года, проходившая в галерее «БОСХ». Такая профессиональная дерзость была вполне оправдана представленными работами, в которых все яснее и четче проступает личность самого художника. В них проявился очевидный творческий прогресс, самобытность авторского почерка, узнаваемость стиля, манеры письма. Молодое восприятие жизни до краёв наполнило его картины светом, солнцем, радостью. Но мир в голубевских полотнах не просто отражается, он переосмысливается, трактуется с легкой иронией, улыбкой.
И вот новая выставка Михаила Голубева, теперь уже дипломированного художника, развернутая в самом просторном зале старого здания Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля. Названию «Умонастроения» предпослан эпитет: «Мир устроен не нами. Но выбор между добром и злом каждый делает сам». Постижение категорий добра и зла всегда придавало творческому процессу полемическую заострённость и особую выразительность. Но большая редкость встретить столь глубокое и осмысленное погружение в философско-нравственные искания человека совсем молодого, только начинающего постигать жизнь во всём ее неохватном объёме. Это говорит о глубине натуры художника, о широте интеллектуальных запросов. И о его умении выйти из заточения узкоутилитарного миропонимания и найти для себя приоритетные художественные истины. В экспозицию «Умонастроений» в основном вошли работы 2004 года. А их насчитывается три десятка! Исходя из этого факта, просто невозможно не отдать должное стремительно растущему потенциалу автора, умеющего работать так интенсивно и плодотворно.
Программной и принципиально важной вещью новой экспозиции я бы назвала полотно «Безмятежный сон». Сон как аллегория человеческой жизни, охраняемой ангелом небесным и подстерегаемой исчадием ада – дьяволом, на фоне безмятежно прекрасного пейзажа… От этой работы с четко обозначенными полюсами добра и зла протянуты незримо чуткие струны, резонирующие с остальными картинами, представленными на выставке. И подстерегающее нас коварство в образе ясноглазой невинности («Обман»). И циничное попрание романтических иллюзий («Охота на синюю птицу»). И шокирующее обнажение теневой стороны жизни («Слухи»). И легкий укол в болевую точку времени («Потерянная совесть»). И срывание масок с сильных мира сего и пресмыкающегося перед ним окружения («Король и его свита»). Всё это заставляет не просто рассматривать картины, оценивая их достоинства, отмечая какие-то недостатки. Такие работы интенсивно нагружают мыслительной работой сердце, душу, мозг. Что-то начинает будоражить воображение, и тогда рождается ответный поток мыслей, ассоциаций, представлений. Поэтому на экспозиции не встретишь равнодушно воспринимающей публики. Напротив, появляется даже своеобразный полемический азарт, желание разгадать авторский замысел, найти собственную трактовку, поспорить или согласиться.
Со-переживание, со-творчество, со-осмысление – так бы я определила самое ценное, что пробуждает в зрителях выставка молодого омского художника. В его работах есть притягательность тайны, есть личностная самоценность, есть узнаваемость неповторимости. Свойство обогащать других незаурядностью собственного миропонимания, умение заставить другого человека открыть мир через твой взгляд и восхититься этим миром – всегда являлось верным признаком истинности таланта. У Михаила Голубева, несомненно, большое будущее.
Людмила Першина
29 сентября 2004 г., «Новое обозрение», г. Омск