Публикации
«МОИ ТАРАКАНЫ»
- Информация о материале
- Hits: 95
Михаил Голубев – художник разноплановый. Может, причиной тому молодость и избыток творческих сил, которые позволяют двигаться одновременно по нескольким направлениям, пробовать себя и в натурном пейзаже, и в портрете, и в жанровой живописи. Пишет он напористо и много, так что каждый год набирается на полноценную персональную выставку. Последняя (третья по счёту), состоявшаяся в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, вызвала немалый зрительский интерес и получила хорошую прессу.
В Новосибирске Михаил Голубев выставляется впервые. На суд новосибирского зрителя представлены жанровые работы художника, объединённые автором под ироничным названием «Мои тараканы». Несмотря на иронию, название экспозиции адекватно отражает её содержание. Творческая манера художника вполне оригинальна и индивидуальна, и даже беглого взгляда на выставленные работы достаточно, чтобы понять: автор действительно производит на свет именно собственных «тараканов».
Если попытаться выделить в его манере главное, то это будет, пожалуй, способность думать образами. Именно думать и именно образами. Такое вот трудносочетаемое сочетание, которое встречается нечасто и которое позволяет художнику кратчайшим путем выходить прямо на предмет.
Возьмём, например, работу «Изгнание из Детского Сада». Теоретически можно предположить, что родилась она из остроумного перифраза названия известного библейского сюжета. То есть автор вроде бы идёт от головы, от идеи. Однако мысль, сколько бы оригинальной она ни была, не есть категория эстетическая, она адресована разуму, а не сердцу. А тут, прежде всего, бьют по глазам яркие эмоциональные краски, возникает полное ощущение, что художник просто увидел каким-то внутренним оком эту картину и одним махом зафиксировал увиденное на холсте. Зритель может, конечно, спорить, что в данном случае первично – идея или образ, однако не факт, что сам художник в состоянии ответить на столь каверзный вопрос. И слава богу. Когда ответит, это будет означать, что творчество приказало долго жить.
Вот другая работа Михаила Голубева – «Пасущийся быт». Каким образом родилось на свет это нелепое, унылое животное с вантузом в голове, которое топчется по яркому полю голов маленьких человечков? Да неважно, каким. Просто родилось и превратилось в символ. В памятник утраченным иллюзиям. Никаких следов «головной боли», искусственного вынашивания идеи в картине нет, а объём и глубина, тем не менее, есть.
Кстати, довольно интересное занятие – сверять свои первоначальные зрительские ощущения от произведений Михаила Голубева с их авторскими названиями. Где-то это словесное дополнение, по сути, не нужно – например, работа «Обман», которая сама по себе достаточно красноречива и символична. Изображённый на ней синеглазый мальчик, прячущий за спиной черную лапу, производит жутковатое впечатление. А где-то авторское название имеет более важное значение, поскольку оно уточняет, обогащает ряд возникших у зрителя ассоциаций. Например, «Механизм национальной идеи» или то же «Изгнание из Детского Сада».
Стоит отметить ещё одно обстоятельство: несмотря на неочевидность некоторых ассоциаций, зрителем они эмоционально вполне угадываются. А значит, он начинает существовать в той же системе образов, что и художник.
И вообще, по всему чувствуется, что «тараканов» в голове у Михаила много, и что он не боится писать свой внутренний мир, который, собственно, и представлен на этой выставке.
2-13 декабря 2005 г., персональная выставка «Мои тараканы», артгалерея CHERNOFF, г. Новосибирск