Публикации

ДРЕВО ЖЕЛАНИЙ

Михаил Голубев – искусный живописец и тонкий философ. Его творчество невозможно причесать под гребенку определенных художественных течений и однозначной тематики. Он пишет то, что чувствует, о чём думает, что видит своим острым душевным зрением в данный момент. «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить», - кажется, будто о нём написал поэт. Оттого на его полотнах дружно уживаются рядом и радость, и печаль, и нежность, и ирония, и играющая яркими красками шутка. Одного вы здесь не найдёте – злобы.

Михаил Голубев принимает наш мир таким, каков он есть: многоцветным, в котором данность - и добро и зло, но выбор между двумя этими движущими силами все-таки делает сам человек. Каждый в отдельности, каждый по-своему.

Не только за удары, но и за подарки судьбы нам приходится платить («Древо желаний»). Но стоит ли отчаиваться? «Верующий» смело идет по канату с повязкой на глазах среди грозового неба, потому что уверен: за его плечами ангел-хранитель. Только не нужно желать непомерно, иначе огромная «Вавилонская башня», рядом с которой пустынные барханы кажутся кучками из детской песочницы, станет жалкой трубой на фоне холодного, безразличного к тщете глупых человеческих усилий неба. А вот ловить дуновения жизни, пытаться их удержать – занятие красивое, как ласковый и теплый, фактурно выписанный морской пейзаж («Охотник за ветром»),  хотя и непродуктивное. Но в непрактичности тоже есть своя щемящая красота – как в картинной стойкости кавалеров и дам из «Дома престарелых», уходящих со своими классическими принципами и благородными манерами под толщу вод истории. Только берегись «Пасущегося быта», уныло засасывающего в своё ненасытное чрево миллионы светлых голов…

У Михаила Голубева очень зоркий взгляд, он умеет видеть через плоть, через предметы, даже через сам воздух. Великий Пушкин наблюдает с небес за первым творческим опытом солнечного мальчика («Проба пера»), неумело выводящего огромным пером свою собственную неповторимую песню. А в душе начинающего творца – такой же восторг и трепет, как от первой встречи с необъятным синим морем.

Визуализация чувства, состояния, настроения, абстрактного, казалось бы, и бесплотного понятия – характерный приём Михаила Голубева. Сама душа на его картинах имеет вполне осязаемый облик. Хрупкая, трогательная белая птица с золотой человеческой головой, почти пушкинской кудрявой шевелюрой, сильными крыльями и изящными лапками, которым так трудно долго стоять на земле. Она кладёт голову на колено человеку, совсем как преданная собачка, заглядывает хозяину в глаза («Душа чего-то просит»). Поймёт ли, откликнется? Он ведь так удобно устроился, покуривает свою привычную сигарету, только глазом нервно косит. Вперёд, хозяин! Свобода и счастье – в полёте! Неудержимая радость увлекает за собой охваченного ею человека («Понеслась душа в рай»). При гладкости письма картины – напряжённая динамика, стремительность движения.

На картинах Михаила Голубева оживают и самые тонкие и тихие ощущения. Предрассветного безлюдного покоя большого города («Доброе утро»), когда в розовато-голубой дымке ещё посапывают в сладком сне неосёдланные хозяевами машины. Нежной утешности синего моря , обещающего вместо утонувших вчерашних корабликов мечты новый белый на завтрашнем горизонте («Колыбельная для взрослых»). Благодати вечернего отдыха после напряжённого трудового дня («Сказочный вечер»). В своем любовании природой художник не приемлет пафосности, красивости. Чтобы снизить градус восторга, в реальный, чарующей красоты пейзаж, дышащий разлитой в воздухе негой, он помещает лубочных персонажей: дедку, бабку, репку…

Улыбка, ирония, шутка очень часто озаряют работы художника. Особенно когда он даёт известным истинам, знакомым выражениям своё оригинальное образное толкование. Где-то предельно лаконичное, минималистское по количеству отображённых объектов  – «Карьерный рост», «Законченный оптимист». Где-то слегка развёрнутое – «Отцы и дети», «На голом энтузиазме», «Проверка на вшивость». Озабоченный ангел терпеливо наблюдает: сумеет ли человек расставить все точки над i? Художник словно обращается к нам, зрителям: а вы сумеете решить свои проблемы? Он никого не судит, не обличает, просто остроумно размышляет. И даже близкие к карикатуре работы лишены яда, но полны понимающей усмешки: «Русские не сдаются», «Смертельный номер».

В воплощении на холсте состояния, настроения, чувства  огромную роль играют средства художественной выразительности, цвет, свет, особая в каждом случае техника письма. В палитре Михаила Голубева преобладает синий цвет, считающийся у психологов цветом душевного равновесия,  и все его оттенки: художник приемлет наш земной мир таким, каков он есть. Кисть в его руках каждый раз выводит свой почерк: образ на холсте то вырастает из бесчисленного хоровода цветовых точек, то складывается из туго пригнанных друг у другу мазков, то возникает из их кружения. В завихренном пространстве зависла космических размеров туша («Неземная лень»), вязкая, расплывающаяся и готовая поглотить влекомого к ней человека. На пушистых воздушных облаках покоится голова мечтателя, умеющего вознестись над унылыми домами серого города. Солнечным ударом, сияющим светом любви поражены сердца «прародителей» человека («Первая любовь»). Маленькая трубка мира («Перекур») обладает великой силой озарять человеческие лица.

Внутренним свечением пронизано полотно «Мое бытоубежище». Это искреннее признание в любви к своей профессии, образная констатация своего природного призвания. И снова без пафоса: на чудном бреге сложен простой шалаш из кистей, тюбиков, книги – предметов первой необходимости для художника. И это признание всерьёз. А вот шутка – «День художника», в который способна высоко летать даже курица, причём для этого ей вовсе не нужно расправлять крылья  – её несёт вдохновение…

За плечами у 31-летнего Михаила Голубева весомый багаж работ, многие из которых находятся в частных коллекциях у ценителей современного искусства в России и за рубежом, большой список персональных выставок в крупных городах Сибири, Санкт-Петербурге и Москве, похвальные отзывы прессы, искусствоведов и зрителей. Он продолжает расти, удивляться и удивлять.

Ноябрь 2012 г., персональная выставка «Древо желаний», отель «Марко Поло Пресня», г. Москва