Публикации

20 августа 2014 г., «Бизнес Курс», № 32, г. Омск

20 августа 2014 г., «Бизнес Курс», № 32, г. Омск

Михаил Голубев: «У меня же не конвейер, чтобы штамповать какую-то продукцию и продавать ее по одной цене»

В апреле крупнейший отечественный портал о творчестве AdMe.ru решил подыскать достойную смену Левитану, Шишкину, Айвазовскому и другим корифеям отечественного изобразительного искусства, собрав десятку «современных российских художников, к которым стоит присмотреться».  Живущий с 2007 года в Санкт-Петербурге выпускник Омского худграфа  Михаил Голубев попал в число тех, кто, по версии ресурса, несомненно впишет свое имя в историю живописи 21 века. Находящийся сейчас в Омске художник дал  «БК» интервью.

- Михаил, попадание в топ-10 лучших российских художников какие-нибудь дивиденды вам принесло?

-Пока что был только временный всплеск активности. Я раздал большое количество интервью разным СМИ. Несколько новых коллекционеров появилось. Насколько это будет весомо далее - покажет время.

- Если вы говорите о появлении новых, значит, есть и какой-то  круг собирателей, которые постоянно интересуются вашим творчеством?

- Да, такие люди есть. Как и у всех художников, есть периоды, когда хорошо и активно покупают, есть, когда ничего не покупают.

- С чем они связаны?

- Сложно сказать. В жизни каждого творческого человека бывают моменты, когда вот он что-то заработал, а потом случается пауза. Это не связано ни с периодами творческой активности, ни с экономическим положением в стране. Когда был кризис 2008 года, мои работы почему-то продавались лучше всего. Никаких закономерностей здесь нет. К тому же у меня ведь не конвейер, чтобы штамповать одинаковую  продукцию и продавать ее по одной цене. Посмотрели, увидели, понравилось, купили.  Сразу много работ не покупают. По одной, по две.

-А сколько «стоит» художник Голубев?

- Жанровая работа - от 90-100 тысяч рублей. А дальше надо спрашивать у моей галереи, с которой я сотрудничаю уже около шести лет. Галерея московская, большая часть работ у меня все время находится там. Они организуют мои выставки в Москве.

- Вы живете в Санкт-Петербурге. Почему галерея московская? Это сосредоточение всех интересующихся искусством?

- По большому счету, да. Я помню, что, когда я еще только переезжал из Омска, то походил по галереям, и мне открытым текстом сказали: «Если вы хотите зарабатывать творчеством- то только Москва». Москва более демократична в этом смысле. Питер очень своеобразный - тусовочный. Он еще более закрытый, чем любой другой город. А в Москву ты приезжаешь, выставляешься. Если нравится, тебя покупают. Там гораздо больше клиентов.

- Почему же тогда постоянно живете не в Москве?

- Так срослось изначально. А сейчас, в принципе, разницы никакой нет. Москва рядом. Если раньше мне еще хотелось переехать в столицу, то теперь такого  желания нет. Москва слишком суетная, большая, слишком много людей.  Питер медленнее, спокойнее. Очень много народа туда переехало, например, из Омска, и все чувствуют себя как дома- для них мало что меняется. Разве что заработки выше, а так атмосфера не сильно отличается от тех провинциальных городов, откуда люди приехали в Питер.

- Где выставляется художник Голубев? В Омске у вас давно выставки не было.

- Последнее время только в Москве, в той галерее, которая меня представляет. Она это делает либо в своих залах – у нее несколько точек, либо где-то на других площадках.

- Изменился ли ваш стиль с годами?

- Скажем, не столько стиль меняется, сколько потихонечку цвет. По сравнению с тем, как я работал раньше, мои работы стали намного светлее.

- Вы живете только с продажи картин?

- Нет, у меня есть дополнительный заработок. Он тоже связан с творчеством – делаю портреты в классическом стиле. За последний год написал около 50 портретов.

- В Питере снимаете студию?

- У меня собственная квартира, в которую вложено все, что удалось заработать. Так что работаю дома.

- Вы не являетесь членом Союза художников. Необходимо ли вступать в творческий союз?

- По-моему, необходимости  в этом нет. И потом, чтобы вступить в союз, надо делать много телодвижений, которые мне просто не хочется делать. Никаких предубеждений против союза у меня нет, но пробиваться туда не хочу.

- Может, в Омске это было бы проще сделать?

- Можно и в Москве это сделать. Но я не понимаю, зачем. Одно время через союз заказы можно было получать. Сейчас не знаю.

- Вопрос, который задают всем уехавшим: почему не Омск?

- Если зарабатывать на творчестве, то в Омске мало покупают. В этом смысле нужно быть ближе к столице. К сожалению, у нас так - все крутится вокруг Москвы. Если ты не будешь там постоянно показываться - тебя быстро забудут. Там гораздо больше культурных событий, чем в Омске. Много возможностей куда-то пойти, найти общение. Омск - это пятачок, где всех знаешь и все тебя знают.

- На какие выставки ходит сам художник Михаил Голубев?

- Я не ставлю себе задачи посмотреть одну, другую. Это происходит, в основном, случайно, когда освобождается время или выставка очень хорошая. В музеях очень много таких проходит. На классиков всегда можно сходить.

- Откуда черпаете вдохновение?

-  Из своего личного жизненного опыта, из прочитанных книг. И вообще, состояние постоянного вдохновения - это для юного возраста, а дальше уже человеку надо работать всегда. У меня постоянно есть несколько начатых картин. Периодически к ним возвращаюсь -  к той, к которой больше тянет.

- Вам 33 -возраст Христа. Переосмысление жизни происходит?

- Такого, чтобы на меня внезапно нахлынуло осознание конечности моей жизни - такого нет. А по поводу переосмысления я думаю, что оно идет и идет давно.

- В Омск обратно не тянет?

- Точно знаю, что в Омск уже не вернусь. Разве что форс-мажор какой-то. Я могу куда-то переехать только по климатическим соображениям. На юг, где солнышко. А менять шило на мыло…  Единственное, в Омске живут близкие, и мне не очень нравится, что они далеко. В Омске очень длинная зима. А мне бы хотелось, чтобы тепло и море рядом.

- Следите ли вы за художественной жизни вашего родного города?

-Стараюсь по мере возможности. С некоторыми художниками общаюсь по интернету. А так, картины надо смотреть не в сети, а живьем. Часто бывает: хорошую работу интернет портит, а плохую, наоборот, вытягивает.

- Вы работаете большими форматами?

- Самый маленький у меня — метр на метр. Но слишком больших, например, три на два, тоже не делаю. А маленькие у меня только этюды.

-  Признались, что книги вас вдохновляют. Что читали последнее время?

- Сейчас даже не столько читаю, сколько слушаю. Аудиокниги. Из последнего могу сказать, что Томас Вулф мне понравился очень.

Беседовал Василий Романов